при поддержке
Московский драматический театр "Человек"

Наш адрес: Москва, Скатертный пер., д. 23а

Тел.: 8 (495) 691-16-56, 8 (495) 691-19-21

Ilismall
По воспоминаниям Ольги Ваксель
Трагикомедия
Продолжительность спектакля: 1 час 30 мин. без антракта

  Ольга Ваксель, по книге воспоминаний которой сделана инсценировка – была поэтом, актрисой, одной из самых красивых женщин Петербурга (Ленинграда 20-х годов). До недавнего времени о ней помнили только как о Музе О.Э.Мандельштама, посвятившего Ольге несколько гениальных стихотворений. После публикации ее откровенных и искренних воспоминаний, загадка принятого ею опасного и рокового решения удерживает наш интерес к этой необычной жизни до самого конца.

Из письма Н.Я.Мандельштам: «Дело в том, что героиня нескольких стихотворений О.М. надиктовала эротические мемуары. Ее звали Ольга, Лютик. Дочка Львовой — фрейлины императрицы. Хороша была как ангел. Я бы хотела знать подробно, что в этом дневнике (вместе с эротикой).Чертова молодость: сколько осложнений она оставляет в жизни.»

Я тяжкую память твою берегу —
Дичок, медвежонок, Миньона,-
Но мельниц колеса зимуют в снегу,
И стынет рожок почтальона.

О.Э.Мандельштам

Дура была Ольга – такие стихи получила… (А.А.Ахматова)


В ролях: Милена Цховреба, Дмитрий Филиппов

Авторы инсценировки: Ф.Торстенсен, М.Цховреба

Режиссер-постановщик: Ф.Торстенсен

Художник — постановщик: Г.Хоситашвили

ili

Slide background
Или... Или...
Slide background
Slide background

Отзывы о спектакле:

Денис Драгунский, писатель.

       Здорово играют, изо всех сил, все очень сильно и заразительно. Ольга Ваксель — настоящий герой русской прозы, человек тонкий, хрупкий, ранимый, остро чувствующий — но при этом не щадящий никого в своих уточненных переживаниях, рушащий судьбы, губящий всех, кто в радиусе трех шагов случился. Такой, что ли, в юбке Печорин, Митя Карамазов, Позднышев. Страдающий от собственных чувств бешеный волк. Одновременно жалко — и хочется пристрелить. В общем, встреча с искусством состоялась.

Никита ИВАНОВ, поэт, искусствовед.

    Премьерный спектакль театра «Человек» «Или…Или…» перенес нас в богемную атмосферу Серебряного века, приоткрыл нам судьбу женщины- поэтессы, музы, этуали — не первого ряда, как Цветаева или Ахматова, а второстепенной значимости, как Лиля Брик, Софья Парнок, Зинаида Гиппиус, сестры Герцык…

    Главная героиня Ольга Ваксель – всего лишь мимолетный эпизод в культурном и житейском пространстве того времени, но этот эпизод прописан выразительно, стройно, почти филигранно авторами инсценировки – Федором Торстенсеном (он же режиссер спектакля) и Миленой Цховреба (она же исполнительница главной роли). Монологи Милены, актрисы высокого регистра переживаний и глубокой убедительности перевоплощений, основанные на отрывках писем, воспоминаний, стихов, конструируют кривую и причудливую линию жизни героини. Неудачные замужества, вымученное материнство, великие тени кумиров (Мандельштам, Гумилев, Волошин), череда любовных историй от досадной фрустрации ранних эпизодов до подлинной роковой страсти последних лет: умиление «ресничками», закончившееся выстрелом отчаяния и безнадежности.

    Гамму разрушительного женского отчаяния и скупых проблесков нечаянного счастья талантливая актриса играет полнокровно, убедительно, искрометно. Ее «белые одежды», колеблемые страстной и неуемной пластикой, символически варьируются от вечного наряда новобрачной до античной туники вакханки, от эротичного бурлеска панталон, продаваемых с аукциона, до безразмерного савана добровольного ухода. Этот последний эпизод особенно впечатляет своей конструктивной динамикой: стена-задник словно выталкивает из жизни героиню, поглощая небольшой островок сцены и зловеще надвигаясь на зрителя.

    Мужская партия в спектакле также емкая и многоликая. Фактурному, с фатальной внешностью, актеру Дмитрию Филиппову приходится играть сразу несколько ролей, переходя из одной в другую решительно и эффектно, ловко манипулируя не только характерной костюмной деталью, но и полным запасом своей актерской физики.

    Хочется горячо поблагодарить режиссера, актеров, художника за удачный спектакль. За прозвучавшую в нем поэзию (жаль, что только гумилевский «Жираф» вылился в связную, развернутую декламацию, да еще порадовала финальная мандельштамовская фонограмма), спасибо за живые краски Серебряного века, за неповторимый «аромат женщины», говоря словами Цветаевой – за «вопль женщин всех времен»!

12 ноября 2015 г.

Виктория Соколова, журналист.

    В маленьком зале Московского драматического театра «Человек» помещается всего 35 зрителей, и попасть сюда сегодня практически невозможно. «Или… или…» – спектакль, поставленный режиссёром Фёдором Торстенсеном, оказался событием, неожиданно и эффектно стирающим усталость от множественного театрального бессмыслия. Этот спектакль посвящён Ольге Ваксель – Лютику, как чаще её называли. Женщине, которую когда-то любил Мандельштам.

    Тем, кому повезёт, доведётся увидеть пронзительную игру одной из самых ярких и, наверное, самых недооценённых актрис нашего времени. Когда-то, совсем ещё юной девочкой, Милена Цховреба восхитила Сергея Параджанова, снявшего её в последнем и лучшем из своих фильмов «Ашик-Кериб». С тех пор, настойчиво избегая маскульта, Милене удавалось никогда не снижать свою личную планку – актёры часто расплачиваются за этот выбор дорогой ценой.

    Роль Ольги Ваксель – Лютика (так чаще её называли), кажется, должна прорвать эту элитарную «замкнутость» актёрской судьбы. История «Или… или…», на первый взгляд, так проста и вдруг оказывается невероятно затягивающей, раскрываясь в игре огромной силы и глубины, вызывающей звенящее и саднящее чувство подлинности. Милене вторит замечательный – остроумный, трогательный, порой карикатурный и неожиданно трагический Дмитрий Филиппов.

Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

© 2016 Театр "Человек"
Подпишитесь в соц.сетях: